Практически во всех источниках  данный фильм значится как «вестерн», и его формальное наименование,  несомненно, и вправду такого. Но не более. Можно ли в нулевые годы говорить о жанровом кино, ровно как о жанровой литературе. Несомненно, нет. Если конечно мы не говорим о массовой культуре. Но мы о ней не говорим. А говорим мы в данной статье о фильме «Железная хватка» Братьев Коэн. С одной стороны фильм и вправду самый, что ни на есть типичный вестерн. Хорошие парни  весь фильм преследуют плохих парней, ближе к концу фильма  настигают их и что? И правильно – убивают их в перестрелке. Вот вам и весь сюжет.Конечно, свой «особенный колорит» вносит главная героиня, являющаяся неким  пусковым механизмом  развития сюжета фильма, Мэтти Росс, 14 летняя  девочка,  одержимая вполне опять-таки традиционно вестерновой жаждой мести за своего отца и не по годам предприимчивая. Что, несомненно, также  является вполне стилистично-востребованной  гиперболой, в духе фильмов Серджио Леоне.  Из всех предложенных ей кандидатур она, несомненно (опять-таки вполне в соответствии с законами жанра) выбирает  самого бесшабашного и свирепого из федеральных маршалов, Рубена  «Забияку» Когберна. В дальнейшем к ним присоединяется  техасский рейнджер Лабиф , олицетворяющий этакую светлую сторону добра, в контраст своему коллеге. А в центре этого иня-яня находится ,собственно, уравновешивающая их главная героиня.

Теперь поговорим о плохих парнях. Вот тут-то уже и начинается постепенный  раскол традиционной модели вестерна. Главный злодей  слишком  естественно-человечен  как для отрицательного персонажа  вестерна, и ,соответственно, абсолютно не примечателен в фильме. И ясное дело, что его попросту не имеет смысла сравнивать с такими колоритно-типовыми злодеями как Индеец или Ангельские глаза все того же Серджио Леоне. 

 Злодей братьев Коэн убил отца Мэтти Росс не потому что он собственно Злодей, а потому что, напившись  в таверне,  он  посчитал, что ее отец ему не заплатил за работу. Как максимум  Том Чейни может быть «бандитом», «убийцей», но никак не Злодеем, в значении антагониста Хороших Парней, которыми выступают Когберн и Лабиф. Даже его смерть представлена в абсолютно не   «достойно-злодейском» ключе, в отличие от его «коллег». И в конце фильма возникает уже самый кардинальный надлом. Наступает примерно 102я минута фильма и среднестатестический зритель уже наверняка автоматически представляет финал, что вот Мэтти сейчас вылечат от укуса змеи, что Рубен и Лабиф обменяются сжатыми знаками дружбы, слегка подтрунивая друг на другом, и все под красивую музыку а ля  Морриконе разъедутся в разные стороны, и заживут вечно и увлекательно.  Но  вряд ли это были бы братья Коэны.И вряд ли это, соответственно, был бы их фильм.

Последние несколько минут  окончательно и бесповоротно разламывают жанровую  структуру фильма. Оказывается, что «прошло время».Оказывается, что Мэтти из-за укуса змеи пришлось ампутировать руку.Оказывается, что Когберн постарел и теперь уже не «Забияка»  федеральный маршал, а участник костюмированной  шоу-программы, каковым  большинство его после смерти и запоминает.  А Лабифу уже  лет под 80 и «чуб уже не так, наверное, у него вьется». Мэгги же  после смерти Когберна  перезахоранивает  его тело   у дерева возле своего дома. И, по сути, вся ее жизнь сводится к воспоминаниям о том, что произошло с ней в те самые ее 14 лет. По сути, ее жизнь как таковая сводится к тому времени. По сути, возникает ощущение, что вся эта погоня не закончилась на смерти Плохих Парней, потому что в то время как главные герои гнались за ними, за ними самими тоже кто-то  гнался. И это было Время. Да и сами Хорошие Парни не были такими уже хорошими. «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним».  И никто ни с кем не попрощался, но каждый убегал от  себя настолько далеко, насколько мог и того хотел. Как и положено настоящим героям. Героям не вестернов, а просто героям. И вместо Морриконе звучит Джонни Кэш.   

Ал Пантелят

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>