В кои-то веки пока у меня есть время решил возродить данную рубрику. Учитывая, что в кои-то веки у меня для этого есть объект, о котором я просто не могу молчать и желаю, буквально стремлюсь, рекомендовать. Давно такого не было, правда. И на сегодняшний день Ал без лишних более лирических отступлений рекомендует роман Йозефа Рота «Марш Радецкого». А вот теперь пойдет лирическое отступление, иначе к чему эта рубрика.

Данную книгу можно отнести к особой категории исторического романа и подобная категория приятное лично для меня открытие. Автор с одной стороны способен весьма много тут себе позволить, вмешиваясь в ход исторических событий и индивидуализируя на свой манер подлинных исторических персонажей (например Франц Иосиф I), но с другой стороны находит для себя ту нишу, которая так сказать располагается вне рамок дозволенного или недозволенного относительно нарушения историчности повествования. Автор, скажем так, в ходе исполнения своего марша мастерски находит и не менее мастерски использует те тональности, которые Можно использовать, находит и использует их потенциал до предела, чтобы тем самым максимально воздействовать на читателя и придать ту или иную окраску тем или иным историческим событиям. Автор оживляет их для читателя, который может в данных исторических событиях быть совершенно не сведущим и который от данной несведущести в ходе чтения ничего для себя не потеряет. Ибо по сути Австро-Венгрия времен Франца Иосифа могла бы быть совершенно вымышленной страной, такой как скажем Средиземье и от этого мало бы что для читателя изменилось. Автор мастерски способен смешать исторический миф и реальность, пережитую когда-то им самим, имеющую так сказать для него автобиографическую ценность.Идея мифа и реальности вообще важна для сюжета романа (миф о герое Сольферино, миф о Карле Иосифе, миф об Австро-Венгрии, миф о мифе), что еще раз подчеркивает его историчность, ибо ничто так не связывает миф и реальность, как история. Само же повествование в романе ведется в удивительной трагически-сатирической манере, и автор делает упор то на трагической, то на сатирической составляющей, в зависимости от того на чем он хочет сделать акцент.

«Марш Радецкого» написан в стиле, отсылающем к литературным текстам эпохи о которой идет в нем речь, но при этом данному стилю совершенно не чужды модернистские элементы, которые являются будто еще одним предзнаменованием наступающей новой неизведанной эпохи, разрушающей старую.И в этом данный роман выходит далеко за пределы исторического жанра.

Любой исторический роман это роман о времени, но «Марш Радецкого» – роман о времени утрачивающемся (не утраченном) и параллельно с этим обретаемом (еще не обретенном), о том как время разрушает и уже начинает производить (что важно – не воспроизводить) само себя: «Марш Радецкого» удачнейшая фиксация данного процесса, почти что подробная экскурсия по его недрам. Выбрав вышеуказанную архаичную форму подачи, Йозеф Рот дал читателю из Нового века шанс почувствовать себя в полной мере в его собственном Обретенном мире с одной стороны (ибо он единственный, кто знает будущее в данном романе), но в тоже время с другой – ощутить в той же мере крушение времени которое он не застал. И если Вы готовы к такому приключению, то – почитайте же «Марш Радецкого».

Ал Пантелят

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>